Рошаль. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 21 сентября

ясно+9 °C

Онлайн трансляция

Взмах смычка длиною в 50 лет, или Скрипачи – удивительные люди

08 авг. 2017 г., 10:07

Просмотры: 145


Каждый раз, когда я получаю редакционное задание написать очерк, я всегда невольно в уме рисую образ того, с кем мне предстоит встретиться. Вот и в этот раз известие о том, что мне предстоит общение с педагогом по классу скрипки Ириной Андреевной Парамоновой, сразу дало толчок фантазии. Скорее всего, представляла я, это строгая, сдержанная женщина, в чем-то даже скучная, как классика. Скрипка и чопорная классная дама 19 века – так мне виделось на расстоянии.

На фото: И.А. Парамонова и её ученица Маша Прохорова.

Да простят меня все скрипачи! Как же я ошибалась! Реальность превзошла все мои ожидания. Вопервых, с точностью до наоборот, во-вторых, еще и со знаком «плюс». Передо мной предстала улыбчивая, очень подвижная и, как потом выяснилось, женщина с чувством юмора.

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ


Говорят, что в жизни многое определяет случай. Есть, правда, и другая теория, сторонники которой утверждают, что ничто не происходит в нашей жизни случайно, так как все давно предопределено. Как бы там ни было, и то, и другое вполне подходит под историю, которая произошла с моей героиней.

Правда сама Ирина Андреевна, описывая эту ситуацию, говорит: «За меня все решили». Семья Ирины Парамоновой, в девичестве Богатыревой, была интеллигентной, начитанной и очень музыкальной. У ее папы был абсолютный музыкальный слух, он сам выучился играть на баяне. Вечерами в семье музицировали и обсуждали планы на будущее. В один из таких приятных моментов в семье приняли решение отдать среднего сына в руки музыкальных педагогов. И папа повел брата в музыкальную школу, а Ирина увязалась с ними. А далее события развивались по незапланированному сценарию. Педагог, посмотрев на маленького худенького мальчика, категорично отказал и со словами: «Пусть подрастет... - А про дочку что же молчите?» – он перевел взгляд на Ирину.

- Девочку, на баян? – удивился папа.

- Ну отчего же обязательно на баян, у девочки идеальный слух, думается, что из нее получится прекрасная скрипачка, - был ответ.

Скрипачи

На фото: Нелли Арутюновна Литвинова и прилежная ученица Ирина Богатырева.

Так пятьдесят лет назад Ирина поступила на только что созданное отделение по классу скрипки. И музыка  прочно вошла в ее жизнь. На мой вопрос, не было ли у нее попыток бунта против обучения в музыкальной школе, с улыбкой ответила: «Я с такой теплотой вспоминаю своих учителей и все годы обучения в музыкальной школе, что сейчас, по прошествии 50 лет, мне кажется, что я полюбила скрипку, как только взяла ее в руки». Кстати, об учителях. Первый год юная Ирочка проучилась у Маргариты Сергеевны Терёшкиной. Затем ее обучение продолжила Нелли Арутюновна Литвинова, которую Ирина Андреевна буквально боготворит. «Я с жадностью училась у нее, перенимала ее манеру играть. Она в полной мере сформировала мое музыкальное образование, мой эстетический вкус», - вспоминает она. Впрочем, картина будет далеко не полной, если не вспомнить еще одного прекрасного педагога, который взял на себя подготовку абитуриентки Ирины к поступлению в музыкальное училище в городе Чайковском. Речь идет о Юрии Петровиче Карнаухове. Кстати, несмотря на свой преклонный возраст – 83 года, он продолжает работать, правда в другом городе. С Ириной Андреевной они постоянно общаются, делятся профессиональными секретами, рассказывают о своих учениках.

Окончив училище, Ирина Андреевна вернулась в родной город в 1979 году и пришла работать в музыкальную школу. Но заниматься своим совершенствованием не прекращала никогда. Если брать последние несколько лет, то в ее активе курсы повышения квалификации в Московском губернском колледже искусств (скрипка) в октябре-декабре 2015 года, а в феврале-апреле 2016 года по теоретическим дисциплинам. 

ТАЛАНТ, ТРУДОЛЮБИЕ И  НЕ ТОЛЬКО


Советский скрипачпедагог, основатель первой в СССР специализированной музыкальной школы для одарённых детей Петр Столяровский говорил своим ученикам: «...Что такое воробей? Это соловей, который не выучил свои трели». Под этими словами Ирина Андреевна подписывается полностью. Быть подготовленным к уроку – это одно из основных ее требований к воспитанникам. «Мне больно тратить свое время на ученика, который не хочет заниматься, и лишь в угоду родителям приходит ко мне. Я лучше уделю больше внимания тем, кто действительно любит музыку и хочет учиться. Меня часто родители спрашивают, как помочь ребенку, ведь сами мы не владеем музыкальной грамотой. На это я всегда отвечаю: «Ну ведь до десяти считать умеете? И, если ваш ребенок десять раз повторил заданный урок, то этого вполне достаточно». К тому же родители быстро учатся и скоро начинают разбираться в нотных знаках», - рассказывает Ирина Андреевна.

Кто добивается большего успеха, известности, денег? Тот, у кого есть большой талант, или тот, кто отличается огромным трудолюбием? Есть известная фраза, что гений – это 10 процентов таланта и 90 процентов трудолюбия. В оригинале фраза Томаса Эдисона звучит даже более провокационно: гениальность - это один процент вдохновения и 99 процентов потения. Наш разговор не мог не коснуться этой темы. Оказалось, что у Парамоновой и здесь есть свое уникальное мнение.

Ребенок, по ее определению, должен иметь осознанное желание заниматься музыкой. Без яркого личного участия ученика – ничего не получится. Ему должно это нравиться. А если он считает часы, непрерывно смотрит в окно, мечтая вырваться на улицу – вряд ли из него получится хороший скрипач.

Разговаривая с Ириной Андреевной, узнала много нового для себя. Например, что современная эстетика и педагогика предлагает учить ребенка чувствовать музыку, задействуя ее связь с литературой и живописью, тут подбор и чтение стихов под музыку, сочинение песен, развитие пластических и артистических качеств ученика. Недаром Ирина Андреевна так охотно стала преподавать историю искусств на художественном отделении школы. А еще мне понравилось, как педагог говорит о слиянии скрипки и исполнителя. «Скрипка – это инструмент, который является продолжением тела. А мозг должен держать одновременно на контроле правую руку со сложным движением и левую с мелким», - так отзывается о своем любимом инструменте сама Ирина Парамонова.

А о своих учениках Ирина Андреевна говорит только в превосходной степени. В ее речи постоянно звучало: «Талантливый. Талантливая». Это верно: у талантливых педагогов должны быть талантливые ученики. Например, Ульяна Ракитина. В этом году она участвовала в региональном конкурсе «Хрустальные звездочки», хорошо себя зарекомендовала. Или Маша Прохорова, несмотря на юный возраст, приняла участие в городских конкурсах. Впрочем, хоть я и упомянула только двоих учениц Парамоновой, повторюсь, всех своих деток она считает талантливыми и уникальными.

Общаясь со своей собеседницей и удивляясь ее молодому задору, увлечению любимым делом, раз и навсегда сделала для себя вывод: скрипачи удивительные люди и их талант - поистине эксклюзивный «товар».

Как человек творческий Ирина Парамонова постоянно пробует что-то новое, в последнее время она увлеклась работой над презентациями и клипами. По ее признанию, это так увлекательно, когда из старых фотографий и фрагментов видео монтируется ролик, а потом показывается на празднике или отчетном концерте.

В этом учебном году Детскую школу искусств ждут несколько юбилеев. Прежде всего, это 50 лет, как открыли класс скрипки и 10 лет инструментальному отделению. По этому поводу у Ирины Парамоновой много планов и задумок. Конечно же, концерт, но необычный, с тщательно подобранным репертуаром. Планируется пригласить выпускников прошлых лет для участия в нем. И, несомненно, будет показ подготовленных музыкальных роликов.

Николло Паганини говорил: «Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали». Именно этому и учит своих подопечных Ирина Андреевна Парамонова - уметь чувствовать, сопереживать, погружаться в свои ощущения, не пропуская ни одной краски окружающей действительности.

Комарова Олеся Михайловна