Подпишись!
Онлайн трансляция

Творец красивой речи

18 нояб. 2019 г., 15:37

Просмотры: 110


Наталья Климова: «Результат, к которому всегда стремится логопед – это чистая правильная речь ребенка»

Международный день логопеда отмечается ежегодно 14 ноября, начиная с 2004 года. Первые специалисты лечили только некоторые отклонения в речи. И только в конце XIX века логопедия вышла на новый уровень. Благодаря психологии, физиологии, языкознанию, а также основам дефектологии, речь стала рассматриваться как системное образование, которое влияет на психическое развитие.

Наталья Юрьевна Климова более 23 лет работает в детском  саду №1, 20 из них – логопедом. Накануне профессионального праздника мы поговорили с Натальей как со специалистом в своём деле. И, как это часто бывает, не смогли ограничиться только разговором о работе – жизнь Натальи, коренной жительницы нашего города, полна различных интересных деталей. «Всё складывалось так, как задумано, и вытекает одно из другого», - так она начала свой рассказ о себе.

Химик с задатками учителя

В детстве Наталья мечтала стать учителем русского языка. Но жизнь распорядилась немного иначе, хотя нельзя сказать, что далеко увела ее от задуманного. Уже в школьные годы в разумной и степенной девочке первая учительница Л.П. Трихина увидела свою будущую коллегу, на одном из уроков сказав: «А вот Наташа явно будет работать с детьми». И как права была учительница! В будущем они успели даже поработать вместе.

Но вернёмся к школьным годам героини очерка… Окончив 9 класс школы №2, перед выпускницей встал вопрос о дальнейшей учёбе. Наталья мечтала об Орехово-Зуевском педагогическом институте. Но у её мамы на этот счёт было другое мнение: «Только Рошальский техникум, в другой город тебя не отпущу!» Во-первых, в 90-е годы многие жители нашего города и страны в целом были очень стеснены в средствах. А во-вторых, не зря и название тех лет прочно укрепилось в народе - «лихие» 90-е: мама очень переживала за свою дочь, думая о возможном переезде в чужой город.

«Моя судьба была решена. Сначала я погоревала, а потом поняла: особого смысла в пессимизме нет, и поступила в техникум. И это выдались прекрасные годы учёбы по специальности «Контрольно-измерительные приборы и автоматика». А полученные знания мне, несомненно, пригодились и в жизни. Большим подспорьем в тот безденежный период стала стипендия, которую получали все, кто учился на хорошие отметки», - рассказывает Наталья Юрьевна.

Но самым главным приобретением в студенческие годы в РХ-ТТ, по мнению Наталья Климовой, была любовь. Именно в стенах заведения она познакомилась со своим будущим мужем Антоном, который был старше ее на два года. Позже Наталья ждала его возвращения из армии, а потом в счастливом браке у них родились двое сыновей  - Леонид и Лев. Вот и подтвердилось то, что в этой жизни всё не зря: многое идёт своим чередом, переплетается и только спустя некоторое время можно увидеть результат и ответить на главные вопросы – зачем и почему?

Путь в логопеды

По окончании Рошальского техникума Наталья Климова в поиске работы обратилась в городской Центр занятости населения. И там ей предложили пройти курсы гувернанток. Чем интересно было это предложение? На курсах преподавали ведущие специалисты и руководители детских садов города: логопеды, воспитатели и профессионалы в других областях. 4-месячные курсы Наталья окончила круглой отличницей, поэтому её заметили и сразу пригласили работать в детский сад воспитателем. И снова судьба как будто давала ей знаки: Наталья стала коллегой своей первой воспитательницы Е.С. Плужниковой!

Образцом для подражания в выборе профессии стала Александра Владимировна Рязанова - в то время она была логопедом в детском саду. В 2001 году Наталья Климова окончила Московский государственный открытый педагогический университет, факультет дефектологии (специальность: олигофренопедагог, логопед специальных коррекционных образовательных учреждений). После 5-летнего обучения поступила в аспирантуру, на кафедру специальной педагогики и логопедии. «Моей целью стало получение новых знаний. Это была возможность пообщаться с докторами наук, психологами, профессорами, кандидатами педагогических наук. Каждый понедельник в течение нескольких лет я изучала диссертации коллег, сейчас использую эти знания», - рассказывает Наталья Юрьевна.

С 2001 по 2016 годы

Н.Ю. Климова по совместительству с основным местом работы трудилась учителем-дефектологом в Рошальском СРЦ для несовершеннолетних. За это время она накопила бесценный опыт общения с детьми с разными возможностями в развитии. Кроме того, вместе в А.В. Рязановой длительное время работала в Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Именно на заседании этой комиссии определяют – в какой помощи специалистов нуждается ребенок.

Чтобы звуки зазвучали и все нас понимали

В настоящее время Н.Ю. Климова работает с детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями. По статистике, таких детей с каждым годом всё больше и больше. А ведь если нарушена речь, то напрямую страдают и другие стороны развития личности: «Стало много детей с речевыми нарушениями. О причинах такого увеличения количества детей можно говорить очень долго. Они абсолютно разные. Но факт остается фактом: что с логопедами занимаются все больше детей и дошкольного, и школьного возраста», - говорит логопед.

Многие речевые нарушения, по мнению Натальи Климовой, нужно исправить до 7-летнего возраста, потому что существуют законы развития речи. Это может быть работа не только одного логопеда по педагогическим методикам. Часто в работе над речью ребенка требуется помощь разных специалистов: невролога, стоматолога, психолога и других. Но главными критериями успеха в исправлении речи Наталья Юрьевна видит в единстве логопеда и родителей при движении к цели. Терпение родителей, где нет слов «Я не смогу!», - это первый ключ к успеху. Второй волшебный ключ – это мотивация детей. Ребёнку должны нравиться занятия, только через неподдельный интерес на уроках, как дома, так и в детском саду, он сможет исправить речевые нарушения. «В этом вопросе не нужно себя жалеть! Есть цель, и есть путь к ней. Я видела многих детей с речевыми проблемами и их родителей. У активных и целеустремленных родителей получается всё! Многие диагнозы их детей, связанные с речью, через некоторое время упорной борьбы просто исчезают!», - эти слова Н.Ю. Климовой должны стать девизом для всех родителей, детей у которых есть проблемы с речью. Главное - нужно верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на нас! А такой специалист, как Наталья Климова, несомненно, сможет вселить уверенность и поможет преодолеть все трудности.

 

Логопед обязан обладать определенными профессиональными и личностными качествами: терпением, дипломатичностью (особенно у взрослых людей к моменту обращения к специалисту формируются комплексы), индивидуальным подходом. Каждый специалист должен быть еще психологом и педагогом.

Губернатор Московской области Андрей Воробьев: «Образование в Московской области достаточно высоко котируется в России. В Подмосковье работают 1,5 тысяч школ, почти 900 тысяч учащихся начальной, средней и старших школ. В рамках идеологии, указов президента наша задача - дальше наращивать темп. Мы максимально будем оказывать содействие, поддержку всему тому, что позволяет нашему образованию двигаться вперед, улучшать качество».

 

Евгения Зарубина