Подпишись!

Яндекс.Погода

вторник, 21 сентября

пасмурно+6 °C

Крафт-пространство «Матрешка»

30 июля 2021 г., 17:40

Просмотры: 363


Еще несколько лет назад продукция Шатурской фабрики матрешек продавалась в 62 странах мира

Партнерские отношения рухнули в одночасье, как только ВОЗ объявил о пандемии. Однако сувенирная фабрика не исчезла. Большим подспорьем для ее коллектива оказалась своевременная государственная поддержка.Как выживали, какие уроки извлекли и что планируется на будущее - об этом мы говорили с Алексеем Турукиным, руководителем фабрики.

Семейный бизнес

- Фабрика по производству сувенирной продукции - это наш семейный бизнес. Уже много лет мы работаем здесь с родителями и братом, - говорит предприниматель. - Существует компания порядка 20 лет. А начиналась она так. В начале 90-х мои родители с огромным удивлением узнали по какой космической цене продаются матрешки. Воскресив в памяти все свои навыки в области изобразительного искусства, они сделали несколько матрешек, и у них их купили по цене равной месячной зарплате инженера Лазерного Центра. На следующий день они уволились с официальной работы и вдвоем занялись росписью матрешек, - говорит мой собеседник.

Алексей включился в эту работу, еще учась в 10-ом классе. Свой вклад внес тем, что создал интернет-платформу и начал активно искать оптовых клиентов. Покупатели не заставили себя долго ждать.  Через считанные недели посыпались первые заказы из-за границы. И для школьника это было настоящим коммерческим шоком.

- Кто и какая страна стала вашим основным заказчиком?

- Русские эмигранты в Америке, они открывали собственные магазины, наполняли их продукцией. Наши матрешки им пришлись очень кстати.

 

Как фабрика искала место жительства

- Значит, вам долгое время сопутствовала удача?

- Да, мы активно развивались. Сначала ютились в 20-метровой арендованной комнатушке на ул. Нариманова, потом перебрались в комнату чуть большего размера. А как только появилась возможность, взяли кредит и переехали в трехкомнатную квартиру жилого дома на ул. Радченко. В своем производстве мы используем экоматериалы, абсолютно безвредные для окружающих, а потому никаких хлопот у соседей с нами не было.

Следующим этапом была покупка двухэтажного здания на Войкова, бывшей «Росинки». Но лет через пять стало понятно, что мы там абсолютно не вмещаемся. А так как амбиции к росту имелись, требовалось более просторное помещение. С этим вопросом я пошел к главе района. Нам предложили медвытрезвитель, мастерские по труду школы №5 и здание на Красноармейской, где мы сейчас и находимся. Изначально здесь планировался банно-прачечный комплекс на 100 человек.

Мы собрали семейный совет, прикинули все за и против и решили рискнуть. Здание приобрели, в 2018 году переехали, и началась наша строительная эпопея на общей площади 2 700 кв. м. Чтобы это выглядело, как сейчас выглядит, вложили немало и сил, и здоровья. Провели коммуникации, затем грубый ремонт, потом средний и вот уже -  интерьерный.

photo_2021-07-27_12-54-51 (2).jpg

 

Меры по спасению

- Ваши планы рухнули из-за пандемии...

- Когда началась пандемия, наша отрасль одной из первых ощутила, что спроса больше нет.  А ведь мы успели наладить к тому времени очень серьезные партнерские отношения с большим количеством дьюти фри, торговыми сетями в Москве и на Дальнем Востоке, было много мелкооптовых покупателей. Резюмирую: за 7 лет мы установили контакты с представителями 62 стран, и они отвалились сразу и все.

- Какие действия по спасению своей фабрики стали предпринимать?

- Конечно, у нас возникла небольшая паника, но решение мы все же нашли. задействовали все маркетплейсы: Wildberries, Oson, AliExpress  и других менее известные, но не менее масштабные  и начали продавать в розницу, хотя это совершенно не наша тема и мы не любим работать с  розницей. Наш покупатель оптовый, мы к нему привыкли, но пришлось перестроиться.

Бесспорным плюсом нашего производства стал сектор портретных матрешек. Он тоже чуть-чуть просел, но не существенно.

Самое главное надо было сделать так, чтобы люди остались работать и получать зарплату. Мы не могли позволить растерять этот коллектив.

- Насколько я знаю, вы одним из первых воспользовались государственной поддержкой, которую правительство стало оказывать предпринимателям по горячим следам.

 - Да, мы воспользовались государственным займом, по условиям которого обязаны были сохранить рабочие места сотрудников в течение года. Мы выполнили все условия, выплачивали сотрудникам зарплату из заемных средств, и это создало на предприятии атмосферу боевого духа.

- Пользовались ли вы еще какими-то мерами поддержки?

- Да, совершенно неожиданно узнаю, что среди прочих мер поддержки министерство инвестиций и инноваций Московской области проводит конкурс на получение субсидий предпринимателям, занятых в таких сферах, как воспитание детей, народные промыслы, помощь инвалидам и т.д. Максимальная сумма, которую можно получить в качестве безвозвратной субсидии, - 2 млн. рублей, что покрывает 85 процентов всех затрат. И мы ее получили.

Программа модернизации производства позволила нам воспользоваться следующей мерой поддержки, - продолжает Турукин. - При покупке оборудования и товаров она предусматривала 30-процентный возврат от стоимости. Таким образом, мы приобрели лазерный станок, лазерный маркер, что позволило нам оборудовать новый цех лазерной резки и изготовить много изделий, связанных с раскроем.

Кроме того, наш округ признан экономически удаленной территорией в регионе -  что абсолютно справедливо - и для таких городов, как Шатура, разработана еще одна мера поддержки. Правительство Московской области разрешает займ до 5 млн. руб. сроком на три года под 1%.

- Вы воспользуетесь этим займом?

- Обязательно! Для того, чтобы реконструировать второй этаж нашего здания и предложить людям, которые так или иначе связаны с творчеством, необходимые им помещения.

photo_2021-07-27_12-54-51 (3).jpg

 

Бизнес единомышленников

- Вы хотите укрепить свой бизнес с помощью арендной платы?

- Наоборот, цену мы снизили, чтобы помочь желающим развивать молодые творческие коллективы. Проще сказать, все мы просто скидываемся на содержание здания, это ни в коем случае не арендный бизнес. Под крышей нашей фабрики мы собираем единомышленников. Костяк сейчас состоит из ребят, которые занимаются производством изделий из кожи, керамики, дерева, делают мебель, витражи и пр. Это творческий кластер. Но мы подумали, что будет очень скучно, если только пилить деревяшки и работать с кожей. И под слоганом: «Творчество - IT - здоровье» мы придерживаемся определенной концепции: я предоставляю помещения только тем, кто занимается творчеством, высокими технологиями либо красотой и здоровьем.  Поэтому у нас есть фитнес-клуб, две парикмахерские, самые сильные айтишники, видео-, радиостудия, фотошкола с лекторием по истории искусств, мастерские по ремонту компьютерной техники, обработке фанеры. И нашу общую площадку, наше общее рабочее место решили назвать крафт-простанство «Матрешка».

- Когда запланировано окончание ремонта?

- Надеюсь, что через месяц. Здание уже «раскроили» под потенциальных арендаторов.

- Какие уроки вы, как предприниматель, извлекли из пандемии?

- Если хватает сил и средств, надо вести бизнес в двух направлениях: локальном и международном.

- Надеетесь ли, что для вашего бизнеса вновь настанут хорошие времена?

- Перед самой пандемией мы заключили предварительное соглашение с туристическими фирмами трех азиатских стран: Вьетнамом, Китаем, Японией. Они были очень заинтересованы нашей мастерской и продукцией, даже предлагали сценарии предстоящих экскурсий (мы ведь этим никогда не занимались). Но все притормозилось, а потенциал есть огромнейший. Люди интересуются новыми направлениями. Надеюсь совместно с фондом «Мещера Первозванная» и другими предпринимателями мы разработаем такой маршрут, который будет интересным и качественным.

Ирина Ковалицкая

Обсудить тему

Введите символы с картинки*